На данный момент я работаю в сфере государственных закупок. Раньше мне казалось, что это что-то темное и основано только на сговорах, но на самом деле, всё оказалось совсем не так страшно, законно и при желании реально заработать. Всё зависит напрямую от ваших усилий.
Идея попробовать заработать на государственных закупка появилась, когда мой знакомый пригласил меня в Москву на семинар посвященный этой теме. Сразу отмечу, что семинаров проводится множество и многие из них стоят немалых денег, но исходя из опыта могу с уверенностью сказать, что вся необходимая информация доступна в интернете, законах, инструкциях на площадках. К тому же проводится много бесплатных обучающих семинаров. У нас в регионе дважды в год государственный фонд для предпринимателей проводит обучение с выдачей удостоверения. Но оно вряд ли повлияет как-то на вашу работу. Подобной документации со стороны поставщика для участия в госзакупках не требуется.
Итак, если вы захотите попробовать себя в госзакупках, вам необходимо изучить основы. Какие бывают закупки, где и как они проводятся. Все государственные закупки регулируются двумя законами: ФЗ-44 и ФЗ-223, а также Гражданским кодексом РФ.
Основные виды:
Малые закупки – их проводят в электронных магазинах, например: Агрегатор торговли "Березка", Портал поставщиков, Маркет РТС, Маркет ОТС и других. На этих сайтах заказчики выставляют запросы, что они желают приобрести и по какой цене. Вы подаете заявку со своей ценой.
Также, существует государственная сайт единой информационной системы (ЕИС) – на ней проводятся все закупки: электронные котировки, аукционы, конкурсы.
Там же ведется реестр контрактов заключенных с поставщиком.
Если вы решитесь работать в этой сфере – при желании самостоятельно разберетесь со всем нюансами.
Что необходимо для начала работы? В госзакупках вы можете участвовать как физлицо (например, продать свою недвижимости при таком запросе), как индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация или как юридическое лицо.
Итак, если вы захотите попробовать себя в госзакупках, вам необходимо изучить основы. Какие бывают закупки, где и как они проводятся. Все государственные закупки регулируются двумя законами: ФЗ-44 и ФЗ-223, а также Гражданским кодексом РФ.
Основные виды:
Малые закупки – их проводят в электронных магазинах, например: Агрегатор торговли "Березка", Портал поставщиков, Маркет РТС, Маркет ОТС и других. На этих сайтах заказчики выставляют запросы, что они желают приобрести и по какой цене. Вы подаете заявку со своей ценой.
Также, существует государственная сайт единой информационной системы (ЕИС) – на ней проводятся все закупки: электронные котировки, аукционы, конкурсы.
Там же ведется реестр контрактов заключенных с поставщиком.
Если вы решитесь работать в этой сфере – при желании самостоятельно разберетесь со всем нюансами.
Что необходимо для начала работы? В госзакупках вы можете участвовать как физлицо (например, продать свою недвижимости при таком запросе), как индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация или как юридическое лицо.
Регистрация на площадках
Для регистрации на официальном сайте вам нужна будет электронный цифровой подпись она же ключ (ЭЦП) - с его помощью вы будете подписывать документы в электронном виде, а также осуществлять вход на площадки (ЭЦП), которую можно получить в удостоверяющем центре (срок получение не большой, есть услуга срочного получения в течении нескольких часов). Для получения ЭЦП вам обязательно нужно будет посетить удостоверяющий центр, по доверенности такой ключ получить нельзя. Цена вопроса на год – около 5-6 тысяч рублей.
Получив ЭЦП вы пройдете регистрацию в ЕИС. Можете это сделать самостоятельно или обратиться в фирмы предоставляющие услуги по сопровождению в тендерах. Они помогут с настройками компьютера за 1-2 тысячи рублей. Можно заключить договор с подобными фирмами на тендерное сопровождение. Они будут заниматься поиском тендеров под вашу продукцию или предоставляемые вами услуги, составлять заявки согласно технического задания, принимать участие в аукционах, сопровождать заключение контракта или договора, в случае возникновения проблем подготавливать жалобы в Федеральную антимонопольную службу или в суд (арбитраж).
Всё это вы можете делать самостоятельно при наличии у вас определенных знаний.
Для работы в этой сфере, особенно если вы будете перепродавать товар (не являетесь производителем) вам не нужно арендовать офис – всю работу вы сможете осуществлять удаленно из дома. Сейчас сфера закупок практически полностью переведена в электронный вид:
• Через интернет подаются заявки на участие
• Поиск поставщиков
• Через ЕИС с помощью ЭЦП вы подписываете контракт с заказчиком
• С 1 января 2021 даже акты приема-передачи будут только в электронном виде
• Жалобы в ФАС и в суд также подаются в электронном виде
Таким образом, наличие офиса не обязательное условие в данном бизнесе и на этом можно сэкономить, по-крайней мере на начальном этапе, потом можно арендовать офис для работы менеджеров по просчетам.
Для участия в государственных закупках необходимо наличие банковского счета. По затратам: от бесплатного первоначального периода до 5000 тыс рублей в месяц за обслуживание.
Дополнительно, нужно будет открыть специальный банковский счет для обеспечения заявки. Его открытие и обслуживание банки предоставляют бесплатно. Но стоит обратить внимание, что есть определенный перечень банков, в которых данный счет можно открыть. В него входят наиболее известные и крупные банки Российской Федерации.
Получив ЭЦП вы пройдете регистрацию в ЕИС. Можете это сделать самостоятельно или обратиться в фирмы предоставляющие услуги по сопровождению в тендерах. Они помогут с настройками компьютера за 1-2 тысячи рублей. Можно заключить договор с подобными фирмами на тендерное сопровождение. Они будут заниматься поиском тендеров под вашу продукцию или предоставляемые вами услуги, составлять заявки согласно технического задания, принимать участие в аукционах, сопровождать заключение контракта или договора, в случае возникновения проблем подготавливать жалобы в Федеральную антимонопольную службу или в суд (арбитраж).
Всё это вы можете делать самостоятельно при наличии у вас определенных знаний.
Для работы в этой сфере, особенно если вы будете перепродавать товар (не являетесь производителем) вам не нужно арендовать офис – всю работу вы сможете осуществлять удаленно из дома. Сейчас сфера закупок практически полностью переведена в электронный вид:
• Через интернет подаются заявки на участие
• Поиск поставщиков
• Через ЕИС с помощью ЭЦП вы подписываете контракт с заказчиком
• С 1 января 2021 даже акты приема-передачи будут только в электронном виде
• Жалобы в ФАС и в суд также подаются в электронном виде
Таким образом, наличие офиса не обязательное условие в данном бизнесе и на этом можно сэкономить, по-крайней мере на начальном этапе, потом можно арендовать офис для работы менеджеров по просчетам.
Для участия в государственных закупках необходимо наличие банковского счета. По затратам: от бесплатного первоначального периода до 5000 тыс рублей в месяц за обслуживание.
Дополнительно, нужно будет открыть специальный банковский счет для обеспечения заявки. Его открытие и обслуживание банки предоставляют бесплатно. Но стоит обратить внимание, что есть определенный перечень банков, в которых данный счет можно открыть. В него входят наиболее известные и крупные банки Российской Федерации.
Деньги на участие в тендерах
В некоторых тендерах, как правило, от 1 млн рублей необходимо обеспечение вашей заявки. Это определенный % от цены контракта, который блокируется на спецсчете до определения победителя. Потом деньги разблокируются, а если вы победитель они будут служить гарантией, что вы подпишите с заказчиком контракт. Если откажитесь – деньги будут списаны на счет заказчика.
Следующее, на что нужны будут деньги – это обеспечение исполнения контракта. Обычно это 5-10% от НМЦК (начальная максимальная цена контакта). Внести обеспечение вы можете переводом на счет заказчика или оформить гарантию в банке. Таким образом банк предоставит заказчику гарантию, что вы выполните контракт, а в случае неисполнения гарантия будет оплачена банком, а вы уже будете возвращать долг банку.
Если вносили обеспечение деньгами, в случае если контракт не будет исполнен, заказчик оставит эти деньги у себя. В сумме неустойки. Если будет остаток – его вам вернут, если не будет хватать – выставит требование или подаст в суд.
И третий пункт расходов – это гарантийные обязательства. Вы вносите обязательную сумму денег или также оформляете банковскую гарантию на срок, равный гарантийному сроку товара. Такие обязательства есть не во всех контрактах, также как не во всех есть обеспечение заявки или обеспечение исполнения контракта.
Несколько нет назад для поставщиков со стажем появилась возможность не оплачивать обеспечение контракта. Для этого необходимо предоставить данные об исполнении трех контрактов на общую сумму равную текущей закупке, без неустоек, не ранее трех лет.
Существуют государственные закупки с авансированием, но в основном это касается стройки или услуг. Обычно аванс от 5 до 30% и как правило в таких закупках обязательно присутствует обеспечение договора.
Самый главный вопрос – где брать средства на закупку товара. Это могут быть накопленная вами сумма, кредит в банке или вы можете найти инвесторов. Чем больше у вас будет оборотных средств – тем больше будет участий, контрактов, побед и доход. Предела здесь нет.
Следующее, на что нужны будут деньги – это обеспечение исполнения контракта. Обычно это 5-10% от НМЦК (начальная максимальная цена контакта). Внести обеспечение вы можете переводом на счет заказчика или оформить гарантию в банке. Таким образом банк предоставит заказчику гарантию, что вы выполните контракт, а в случае неисполнения гарантия будет оплачена банком, а вы уже будете возвращать долг банку.
Если вносили обеспечение деньгами, в случае если контракт не будет исполнен, заказчик оставит эти деньги у себя. В сумме неустойки. Если будет остаток – его вам вернут, если не будет хватать – выставит требование или подаст в суд.
И третий пункт расходов – это гарантийные обязательства. Вы вносите обязательную сумму денег или также оформляете банковскую гарантию на срок, равный гарантийному сроку товара. Такие обязательства есть не во всех контрактах, также как не во всех есть обеспечение заявки или обеспечение исполнения контракта.
Несколько нет назад для поставщиков со стажем появилась возможность не оплачивать обеспечение контракта. Для этого необходимо предоставить данные об исполнении трех контрактов на общую сумму равную текущей закупке, без неустоек, не ранее трех лет.
Существуют государственные закупки с авансированием, но в основном это касается стройки или услуг. Обычно аванс от 5 до 30% и как правило в таких закупках обязательно присутствует обеспечение договора.
Самый главный вопрос – где брать средства на закупку товара. Это могут быть накопленная вами сумма, кредит в банке или вы можете найти инвесторов. Чем больше у вас будет оборотных средств – тем больше будет участий, контрактов, побед и доход. Предела здесь нет.
Особенности бизнеса на закупках
Плюсы работы в этой сфере – минимальные затраты на старте, возможность самостоятельного обучения в этой сфере. Работы достаточно даже при наличии большой конкуренции. Защита на законодательном уровне от нарушений со стороны заказчиков, 100% оплата контрактов не позднее 14 дней со дня сдачи товара/услуги.
Но есть и риски. Неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. Вероятность попадания на 2 года в "реестр недобросовестных поставщиков" (РНП) при неисполнении контракта. В крупных тендерах особенно по гособоронзаказу предусмотрена уголовная ответственность за срыв поставки.
Также нужно быть готовым к тому, что законодательство меняется практически каждый месяц, постоянно принимаются поправки к существующим законам и постановлениям. За этим нужно следить и быть в курсе.
Перечислим что необходимо для старта:
1. Изучить процесс госзакупок
2. Продумать что сможете поставлять или какие услуги оказывать
3. Открыть ИП или ООО (2-5 тыс)
4. Открыть счет в банке
5. Открыть спецсчет в банке и пополнить его для участия
6. Наличие компьютера и принтера
7. Наличие электронного цифрового ключа
8. Регистрация в ЕИС и в электронных магазинах
9. Поиск подходящих закупок и участие в них
Всё вышеперечисленное можно организовать за 15 тысяч при наличии ноутбука. Если и его включить в расходы – до 50 тысяч и вы можете приступать.
Далее уже оборотные средства. Вы можете выполнять контракты на 500 рублей, а можете на 500 миллионов рублей.
Налогообложение двух вариантов – доход или доход минус расход. Разобраться не сложно, особенно если выбрана система доход. Но можно подключить бухгалтера на аутсоринг – 1500 рублей за квартал.
В принципе, каждый имеет возможность попробовать себя в этой сфере. И если не получится, то открытое ИП, ЭЦП, компьютер и тд – всё это пригодится для ведения любого другого бизнеса.
Но есть и риски. Неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. Вероятность попадания на 2 года в "реестр недобросовестных поставщиков" (РНП) при неисполнении контракта. В крупных тендерах особенно по гособоронзаказу предусмотрена уголовная ответственность за срыв поставки.
Также нужно быть готовым к тому, что законодательство меняется практически каждый месяц, постоянно принимаются поправки к существующим законам и постановлениям. За этим нужно следить и быть в курсе.
Перечислим что необходимо для старта:
1. Изучить процесс госзакупок
2. Продумать что сможете поставлять или какие услуги оказывать
3. Открыть ИП или ООО (2-5 тыс)
4. Открыть счет в банке
5. Открыть спецсчет в банке и пополнить его для участия
6. Наличие компьютера и принтера
7. Наличие электронного цифрового ключа
8. Регистрация в ЕИС и в электронных магазинах
9. Поиск подходящих закупок и участие в них
Всё вышеперечисленное можно организовать за 15 тысяч при наличии ноутбука. Если и его включить в расходы – до 50 тысяч и вы можете приступать.
Далее уже оборотные средства. Вы можете выполнять контракты на 500 рублей, а можете на 500 миллионов рублей.
Налогообложение двух вариантов – доход или доход минус расход. Разобраться не сложно, особенно если выбрана система доход. Но можно подключить бухгалтера на аутсоринг – 1500 рублей за квартал.
В принципе, каждый имеет возможность попробовать себя в этой сфере. И если не получится, то открытое ИП, ЭЦП, компьютер и тд – всё это пригодится для ведения любого другого бизнеса.