Идея открыть бизнес по продаже элитных и экзотических комнатных растений родилась из семейного увлечения. Родители начали собирать интересные растения несколько лет назад, и вскоре в нашей коллекции насчитывалось более 20 видов редчайших экземпляров, в основном, экзотических и плодоносящих, таких, как кин-кан, карисса, самоплодный инжир, мурайя, гранат, евгения миртолистная, лиметта и другие.
В отличие от многих других предпринимателей, наш бизнес не начался с составления бизнес-плана и других расчётов. Всё получилось спонтанно.
Случайно увидев объявление, в котором некий человек искал редкий сорт черноплодной мурайи, и предлагал от 3 до 6 тысяч рублей в зависимости от возраста растения, который называют цветком японских императоров, я задумалась о разведении и выращивании растений на продажу.
Случайно увидев объявление, в котором некий человек искал редкий сорт черноплодной мурайи, и предлагал от 3 до 6 тысяч рублей в зависимости от возраста растения, который называют цветком японских императоров, я задумалась о разведении и выращивании растений на продажу.
Домашний питомник
Сначала под домашний питомник была отведена небольшая комната в нашем доме, но вскоре места стало не хватать, тогда в чердачном помещении мы по проекту сменили крышу, в которую вставили оконные проёмы и оборудовали его под питомник.
В течение года мы выставляли молодые растения, которые разводили путём черенкования или выращивали из косточек плодов. На интернет-досках объявлений, а также в социальных сетях размещали информацию о продаже растений. Покупателей было достаточно много, ввиду того, что в нашем городе большинство магазинов и цветочных бутиков предлагают только срезку и самые простейшие комнатные цветы, хлорофитумы, пеларгонии, сансевьеру.
Тем не менее возникали некоторые неудобства, связанные прежде всего с необходимостью приглашать людей, желающих приобрести то или иное растение в дом, или привозить растение в назначенное место.
В течение года мы выставляли молодые растения, которые разводили путём черенкования или выращивали из косточек плодов. На интернет-досках объявлений, а также в социальных сетях размещали информацию о продаже растений. Покупателей было достаточно много, ввиду того, что в нашем городе большинство магазинов и цветочных бутиков предлагают только срезку и самые простейшие комнатные цветы, хлорофитумы, пеларгонии, сансевьеру.
Тем не менее возникали некоторые неудобства, связанные прежде всего с необходимостью приглашать людей, желающих приобрести то или иное растение в дом, или привозить растение в назначенное место.
Отдельное помещение
Вскоре мы приобрели нежилое помещение площадью 60 квадратных метров и сделали в нём косметический ремонт. В документах назначение помещения было указано «магазин», поэтому проходить санитарно-эпидемиологическое свидетельство для открытия магазина не пришлось. Затраты на покупку помещения и ремонтные работы составили 2 500 000 рублей. Дизайнера мы не нанимали, так как сами растения являются украшением. Но на обустройство стеклянных стеллажей, отделку стен зеркалами и освещение ушло около 300 000 рублей.
Ещё около 150 000 рублей пришлось истратить на вывеску и рекламную продукцию в виде визитных карточек, буклетов, и брошюр, рассказывающих об ассортименте магазина и об услугах, которые мы предлагали.
Индивидуально предпринимательство мы не открывали, у нас уже имелось семейное предприятие, ООО, поэтому нам пришлось только внести коды, соответствующие новому виду деятельности. Систему налогообложения решено было оставить прежней, ЕНВД.
В течение первых месяцев после открытия прибыль составляла всего около 10 тысяч рублей в месяц, но примерно через год она возросла до 30-35 тысяч рублей.
Ещё около 150 000 рублей пришлось истратить на вывеску и рекламную продукцию в виде визитных карточек, буклетов, и брошюр, рассказывающих об ассортименте магазина и об услугах, которые мы предлагали.
Индивидуально предпринимательство мы не открывали, у нас уже имелось семейное предприятие, ООО, поэтому нам пришлось только внести коды, соответствующие новому виду деятельности. Систему налогообложения решено было оставить прежней, ЕНВД.
В течение первых месяцев после открытия прибыль составляла всего около 10 тысяч рублей в месяц, но примерно через год она возросла до 30-35 тысяч рублей.
Сопутствующие товары
Вскоре мы ощутили необходимость расширения ассортимента другими видами растений, а также сопутствующими товарами, такими, как горшки, кашпо, грунт и удобрения. Растения приходилось закупать в ботанических садах и у частных лиц, цена зависела от многих факторов, например неукоренённый отводок растения можно было приобрести за 300-400 рублей, в то время, как стоимость молодого растения могла достигать нескольких тысяч.
На простом примере можно объяснить бизнес-процесс следующим образом: покупая взрослое растение, например, комнатный гранат, из одного плода через полгода можно вырастить 40-50 молодых растений, готовых к продаже. При достаточно небольших денежных затратах следует учесть существенные временные затраты на выращивание растений.
Горшки и грунт мы закупали на оптовых базах, цена партии пластиковых горшков и контейнеров для разведения растений в 100 штук варьировалась от 1000 рублей до 5 000.
Также мы заключили договор с местной гончарной мастерской на производство эксклюзивных кашпо для особенно редких растений. Кашпо расписывались вручную, и на каждом ставился логотип магазина. Закупочная цена одного кашпо составляла от 200 до 500 рублей. Наценка на горшки и кашпо ручной работы составляла от 60 до 100 %.
Услуги, которые мы предлагали клиентам заключались в выращивании под заказ любого растения из представленного ассортимента, а также в проведении мастер-классов по разведению экзотических растений по уходу за ними.
В 2018 году среди постоянных покупателей нашего магазина образовалось некоторое подобие клуба, и в определённое время мы собирались с целью обмена растениями. Через некоторое время появилась идея принимать редкие растения на комиссию, что также увеличило доход. Однако приняв нового питомца, его нужно было некоторое время продержать в карантине и проверить на наличие грибков и паразитов. Только после этого растение пересаживалось и могло быть выставлено на продажу.
На простом примере можно объяснить бизнес-процесс следующим образом: покупая взрослое растение, например, комнатный гранат, из одного плода через полгода можно вырастить 40-50 молодых растений, готовых к продаже. При достаточно небольших денежных затратах следует учесть существенные временные затраты на выращивание растений.
Горшки и грунт мы закупали на оптовых базах, цена партии пластиковых горшков и контейнеров для разведения растений в 100 штук варьировалась от 1000 рублей до 5 000.
Также мы заключили договор с местной гончарной мастерской на производство эксклюзивных кашпо для особенно редких растений. Кашпо расписывались вручную, и на каждом ставился логотип магазина. Закупочная цена одного кашпо составляла от 200 до 500 рублей. Наценка на горшки и кашпо ручной работы составляла от 60 до 100 %.
Услуги, которые мы предлагали клиентам заключались в выращивании под заказ любого растения из представленного ассортимента, а также в проведении мастер-классов по разведению экзотических растений по уходу за ними.
В 2018 году среди постоянных покупателей нашего магазина образовалось некоторое подобие клуба, и в определённое время мы собирались с целью обмена растениями. Через некоторое время появилась идея принимать редкие растения на комиссию, что также увеличило доход. Однако приняв нового питомца, его нужно было некоторое время продержать в карантине и проверить на наличие грибков и паразитов. Только после этого растение пересаживалось и могло быть выставлено на продажу.
Финансовые показатели
За два года существования магазина ассортимент расширился до 100 видов экзотических и элитных комнатных растений, а ежемесячная прибыль от продажи за вычетом обязательных платежей достигла 50 000 рублей в месяц и более. Здесь я считаю нужным уточнить, что являясь директором магазина, я также являюсь и продавцом. А транспортировку растений и доставку сопутствующих товаров осуществляет мой муж. То есть, из расходов были исключены затраты на заработную плату продавцу и водителю. Бухгалтерское сопровождение бизнеса осуществляет моя мать. Отсутствие необходимости платить арендную плату также помогло в первые месяцы работы магазина. Таким образом обязательные расходы включают в себя оплату электроэнергии, в среднем 8 тысяч рублей, единый налог в размере 7 тысяч рублей, а также услуги охранного агентства 10 тысяч рублей. Прибыль, как было указано выше составляет 50 000 рублей.
Из особенностей ведения данного вида бизнеса следует отметить необходимую базу знаний об экзотических комнатных растениях, что является залогом успеха, и конечно, увлечённость. Растения это живые организмы, которые чувствуют любовь и заботу, и при отсутствии этих компонентов, как бы это банально ни звучало, долго не живут и цветением и плодами не радуют.
Из особенностей ведения данного вида бизнеса следует отметить необходимую базу знаний об экзотических комнатных растениях, что является залогом успеха, и конечно, увлечённость. Растения это живые организмы, которые чувствуют любовь и заботу, и при отсутствии этих компонентов, как бы это банально ни звучало, долго не живут и цветением и плодами не радуют.
Юридические аспекты
Что же касается юридической особенности, то она заключается в возможности вольной трактовки законодательства Российской Федерации, которое с одной стороны не предусматривает обязательной сертификации комнатных растений, а с другой требует сертификацию продаваемых растений на добровольной основе в соответствии с принятыми стандартами. Также, в соответствии с Законом по защите прав потребителей, покупатель вправе потребовать от продавца информацию о происхождении растения и его видовой принадлежности. Чтобы избежать возможные недоразумения, которые могут возникнуть также в ходе проверок, при открытии бизнеса по продаже комнатных растений я бы посоветовала закупать растения в ботанических садах или других магазинах и брать на них сертификаты. При дальнейшем разведении того или иного сорта с уже имеющимся сертификатом никаких проблем не возникнет.
В заключение хочется отметить, что магазины, специализирующиеся на продаже редких комнатных не очень распространены в России и отсутствие конкурентов является несомненным плюсом этого красивого и творческого бизнеса.
В заключение хочется отметить, что магазины, специализирующиеся на продаже редких комнатных не очень распространены в России и отсутствие конкурентов является несомненным плюсом этого красивого и творческого бизнеса.