ДРОВА
Дрова это порубленная определенным образом древесина, которая используется для горения.
1. Применение
Для камина. Потребитель - частные домовладельцы. Необходимы самые красивые и ровные дрова. Цена продажи наиболее высокая.
Для отопительных котлов. Таргет групп – также частные покупатели. Спрос идет вверх зимой, поскольку дрова нужны для обогрева жилища. К ним меньше запросов по качеству, но они должны быть определенной длины, чтоб входить в топку.
Для больших печей предприятий или ТЭЦ. Потребитель: юридические лица, запросы к качеству низкие, обычно берет большие объемы. Помимо этого дрова рубят специальными станками на щепу, используя щепу также для горения или делая из нее пеллеты. Потребитель: те же ТЭЦ или производители пеллет (редко).
2. Породы древесины
В Украине древесины достаточно много, особенно в западном и северо-западном регионах. Наиболее ценным для дров являются дуб, бук, граб, ясень. Иногда интересуются смешанными породами (с целью удешевления) или просто лиственными породами (береза, осина, фруктовые деревья). Для нас нет разницы, какая порода, они все по цене приблизительно одинаковы. У них же бук стоит дороже процентов на 10% (из-за большой теплоты сгорания и почти отсутствия коры), чем другие. Наиболее популярным является дуб.
3. Размеры
Берется бревно и перепиливается (специальным станком или вручную бензопилой) на необходимые по длине кусочки. Как правило, это от 15 до 35 см (все зависит от того, как дрова далее будут паковаться). Покупатель сам заказывает длину палена. Затем эти поленья раскалываются на 4-6 частей (в зависимости от диаметра). Это могут делать вручную топором, а могут на специальном станке, дровоколе. Таким образом, диаметр расколотых палочек может колебаться от 4 до 12 см.
4. Влажность
Влажность это процентное содержание воды в древесине. Это самая основная характеристика дров и, как правило, является основным фактором удорожания продукта. Дрова могут быть мокрыми и сухими. Чем суше дрова, тем они дороже, поскольку лучше горят. Мокрые - это когда дерево только срубили. Влажность в таком случае может достигать 60%, а порою даже 80%. Все зависит от породы древесины и времени года, когда его срубили (зимой влажность меньше). Когда дрова срублены и полежали на воздухе от нескольких недель до нескольких месяцев влажность становится равна 35-40%. Если дрова лежали более длительный срок (или в более подходящих для высушивания условиях), влажность становится равной 30%. Влажность на уровне 25-30% можно получить также срубив «сухостой», дерево которое засохло, не будучи срубленным. Для того чтоб получить влажность ниже необходимо применять так называемые сушки. Это специальное помещение, в которое загружается древесина и с помощью высокой температуры или других технологических ухищрений заставляет дерево интенсивно высыхать. В таком случае человек сам контролирует, до какой степени сделать древесину сухой. Как правило, необходимый % влажности это 18-20%. Измерить влажность можно с помощью специального прибора, влагомера. На вид он как тестер, который измеряет напряжение. У нас он есть. Для того чтоб измерить влажность берется готовая часть полена и рассекается пополам, затем проводок втыкается в середину (поскольку влажность снаружи в любом случае будет ниже, чем внутри, а нужна реальная влажность) и на экране показывается влажность. Про влажность еще следует знать, что дрова могут ее набирать по дороге из воздуха, если они не достаточно герметично запакованы. По пути к покупателю влажность может увеличиться на 2-5%.
5. Вес
Вес это то, что является следствием влажности. Чем дрова имеют большую влажность, тем они тяжелее. К примеру, при влажности 20% м3 будет весить 500 кг. При влажности 40% - 700кг. Вес дров имеет принципиальное значение не для покупателя, а для нас, поскольку его транспортировка является для нас большой проблемой и чем дрова легче, тем большее мы сможет их перевести в одном транспортном средстве и тем меньше у нас будет расход на транспортировку 1 м3 продукции.
6. Прочие характеристики
Дрова не должны быть гнилые или трухлявые. Они должны быть четко одного размера.
7. Упаковка
Упаковываться дрова могут следующими способами:
7.1. Мешок из сетки (по типу авоськи, но только из капрона). Используются для барбекю, продаются на заправках. Они измеряются объемом вмещаемых в них дров 15литров = 15 дм3=0,015м3. 20литров=20дм3=0,02м3. 40литров = 40 дм3=0,04м3 (рис 1) Т.е. из 1 м3 получится 66 мешков по 15л, 50 мешков по 20л и 25 мешков по 40л. Некоторые покупатели (в основном Британия) предпочитают использовать вместо сеток прозрачные целлофановые пакеты с небольшими отверстиями для вентиляции (рис 2).
7.2. Дрова также можно перевозить в специальных сделанных из дерева коробках. Эта коробка скорее напоминает каркас, который сбивается из досок для того, чтоб дрова не рассыпались. Объем таких коробок, как правило 1 м3 (рис 3) и 2м3 (в начале). В основании такой коробки находится поддон для того чтоб погрузчик (специальный автомобиль как в больших супермаркетах товар развозит) мог его удобно приподнять и перевезти. В таких коробках дрова имеют длину 25-30см и выложены в три ряда. Стандартный поддон имеет размеры 120х80, хотя некоторые заказчики хотят нестандартный поддон, например 120х85. Высота такой коробки или 1м или 2-2,3м (под высоту фуры). Для нас, как правило, не является проблемой сделать поддон конкретно под заказ покупателя.
7.3. Валом. Дрова, разрубленные по требованию покупателя и просто погружены в транспортное средство без всякой упаковки. Также они могут быть упакованы в биг-бег, мешок, который имеет объем 2-3м3 и грузоподъемность до 1,5тон.
8. Способ транспортировки
Дрова являются дешевым сырьевым товаром, их стоимость может быть в разы меньше, чем стоимость транспортировки (особенно если дрова мокрые).
На данный момент мне известны 4 способа транспортировки:
8.1. Фура. Грузовик, имеющий грузоподъемность от 20 до 24 тон и объем кузова 87-120м3. Поскольку дрова являются предметом не столько объемным, сколько тяжелым (даже при влажности 18%) для нас определяющим фактором является грузоподъемность. Мешки грузятся на поддоны (паллеты). Они перевязываются специальной стрейч лентой, чтоб они плотно были зафиксированы, а затем обматываются специальной целлофановой пленкой, которая дополнительно сдерживает дрова от расшатывания. Если дрова перевозятся в деревянных коробках они также обматываются пленкой. Поддоны укладываются в фуру в 2 ряда по 16-24 паллета в ряд (в зависимости от веса дров и грузоподъемности фуры).
8.2. Вагон. Вагон имеет грузоподъемность 68тон и объем в среднем 120-130м3. этот вид перевозки является для нас более выгодным, поскольку в него можно загрузить в 2-2.5 раза больше дров, чем в фуру, а также мы смогли бы перевозить тяжелые мокрые дрова. Но проблема в том, что размер колеи железной дороги в СНГ и Балтии более широкий, чем в странах ЕС и Скандинавии. Перегрузка вроде как стоит дорого. Но есть несколько широких ж/д веток, которые заходят в Польшу, Словакию и Болгарию, а также есть узкие ветки, которые заходят на территорию западной Украины. Это вопрос нуждается в дальнейшем изучении и является крайне перспективным.
8.3. Корабль. Это дешевый вид транспорта (в расчете на 1 тонну груза), но требует минимального разового объема перевозки от 1000-4000м3. Кроме того, требует покупателя, который находится в подходящем для морских перевозок регионе. Дрова могут перевозиться как в деревянных коробках, так и валом.
8.4. Контейнер. Контейнеры бывают 20-ти футовые и 40-ка футовые. 20-ти футовый имеет грузоподъемность 21,5т и объем 33м3. 40-ка футовый – 26т и объем 67м3. Ходят слухи, что в контейнер можно загрузить на 5-7т больше и это не будет большой проблемой, но вопрос требует прояснения. Контейнеры хороши тем, что могут транспортироваться как поездами, так и кораблями. В случае транспортировки морем отпадает необходимость поставлять от 1000м3, минимальная партия может быть и 50м3.
9. Ценовая динамика
Цена имеет сезонный фактор. Зимой цены растут, поскольку дрова необходимы для отопления, летом падают. Летом их используют для камина, как правило, с эстетическими целями, а также для барбекю. На данный момент ориентировочная цена покупки сухих дров в центральной и южной Европе 100-130 € за 2м3. за мешок в 40л платят приблизительно 1,5-2€. В Британии и Скандинавии цены на 20-25% выше. При просчете цены, как я уже говорил ранее, основным является стоимость транспортировки.
10. Цели
Наш сегмент на данный момент это дрова для каминов (поскольку сейчас лето и отапливаться дровами, необходимости нет). Кроме этого наша цель найти крупных покупателей, которые бы могли покупать дрова для ТЭЦ, это будут большие партии.
Стратегическая задача – подготовиться к осени, когда объемы резко возрастут и цены также вырастут. До этого надо завязать сотрудничество с теми, кто будет покупать осенью больше чем летом, отточить до мелочей всю схему логистики. Было бы интересно также попробовать продумать возможность самостоятельной продажи дров в странах Европы.
Очень важным для нас на данный момент является поиск альтернативных (фуре) способов транспортировки. Это может значительно удешевить стоимость дров и принести большие прибыли.
1.Соотношение складометра к метру кубическому ? 017
2. Вес 1м3 при 20% приблиз. равен 500кг ? складометр
3. дрова имеют длину 25-30см и выложены в три ряда (по стороне -80 см или 100?)
4. Для изготовителя 55 евро, цена за 2 складометра (1.4м3)
5. ориентировочная цена покупки сухих дров в центральной и южной Европе 100-130 € за 2м3 ( 2 м3 или 1 м3, а может складометр?)
6. Поддоны укладываются в фуру в 2 ряда по 16-24палета в ряд (ширина фуры где-то 2.5м, т.е. 0.5м гуляет?) А длина фуры может быть до 26 метров?13,6
7. На данный момент ориентировочная цена покупки сухих дров в центральной и южной Европе 100-130 € за 2м3. (1м3 следовательно 50-65 евро)
за мешок в 40л платят приблизительно 1,5-2€.(1м3=37.5 и 50 евро соответственно?)